В сфере теплоснабжения грядет сверхмонополизация: "Должен остаться только один" (с)

Обычно считается, что теплоснабжение это монопольная сфера. В реальности ситуация несколько другая: в населенном пункте или на какой-либо территории существует крупнейшая теплосетевая организация (имеющая статус Единой теплоснабжающей организации - ЕТО, в Москве - ПАО МОЭК) и значительное количество небольших теплоснабжающих организаций, владеющих отдельными источниками тепла и/или частью трубопроводов.

И похоже, что крупным ресурсоснабжающим организациям захотелось остаться в полном одиночестве: опубликован проект постановления Правительства РФ, согласно которому практически все конкуренты крупных тепловиков потеряют статус теплоснабжающих организаций, будут лишены установленных тарифов и средств на обслуживание тепловых сетей. Среди них могут оказаться совершенно разные организации:

  • ФГУП «Торговый дом «Кремлевский» Управления делами Президента РФ
  • казенное предприятие «Московская энергетическая дирекция»
  • акционерное общество «Московский бизнес инкубатор»
  • акционерное общество «Мосводоканал»
  • акционерное общество «Газпромнефть-Московский НПЗ»...

На сайте https://regulation.gov.ru/Projects#npa=107651 размещён проект постановления Правительства РФ об установлении критериев и порядка отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям, собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям.

Предполагается внесение изменений в Правила организации теплоснабжения, Правила горячего водоснабжения и Правила холодного водоснабжения и водоотведения (как раз касающихся критериев отнесения владельцев сетей к теплосетевым и транзитным организациям — пункты 1, 4 и 5), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (о том, что право получить тариф у организаций, не соответствующих устанавливаемым критериям, отсутствует — пункты 2 и 3)

Главные новеллы предлагаемого регулирования — 1) установление, фактически, запретительных критериев получения статуса теплосетевой организации для любых юридических лиц, кроме единых теплоснабжающих организаций, госпредприятий, концессионеров и фактических монополистов в системе теплоснабжения и 2) установление запрета на получение тарифа для организаций, которые этим запретительным критериям не соответствуют. Почему запретительные? Потому что главное требование — владение участком тепловой сети неразрывной протяжённостью не менее 20 км для городов федерального значения и населённых пунктов с населением численностью от 500 тысяч человек. Очевидно, скажем, что в Москве такими сетями владеет только ПАО «МОЭК», которое, по имеющимся данным, принимало непосредственное участие в подготовке проекта постановления.

Последствия принятия акта в текущем виде представляются весьма печальными. Большинство теплосетевых и транзитных организаций (представленных, в том числе, и субъектами малого и среднего предпринимательства; а всего в России более 3000 микро-, мелких и средних компаний более чем с 30 000 сотрудников, основными видами деятельности которых являются передача и распределения тепловой энергии, горячей и холодной воды и стоков) утратит свой статус и лишится права на возмещение затрат на эксплуатацию тепловых сетей, единственным источником финансирования которых являются средства, получаемые за счёт тарифа.

Иронично, что проблемой, для борьбы с которой предлагается принять это постановление, исполнитель записал следующее: «накапливаемая недофинансированность приводит к потребности существенных средств для проведения ремонта/замены сетей, которых может не быть у таких компаний («мелких, формальных теплосетевых организаций», как они названы в тексте ранее — ред.), что скорее всего станет причиной их банкротства и перекладывания груза ответственности за поставку коммунальных ресурсов (оказание коммунальных услуг) потребителям от таких сетей на единую теплоснабжающую организацию, гарантирующую организацию».

Кажется очевидным, что как раз банкротства теплосетевых организаций создадут все условия для перехвата их имущества монополистами вроде ПАО «МОЭК» и пресловутым перекладыванием на их могучие плечи груза ответственности за поставку коммунальных ресурсов. Нельзя забывать и о том, какая нагрузка будет ожидать рынок труда, когда туда выплеснется масса узких специалистов, уволенных из обанкротившихся предприятий, и насколько вырастет социальная напряжённость в и без того нервной экономической обстановке. Иными словами, декларируемые благие цели прямо противоречат неизбежным последствиям запланированного решения, что заставляет подозревать такие декларации в неискренности.

По аналогичному вопросу в области электроэнергетики Конституционный Суд постановлением от 25.04.2019 № 19‑П установил, что пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг не соответствует Конституции Российской Федерации в той мере, в какой исключает для владельца объектов электросетевого хозяйства возможность возмещения расходов, понесённых им в связи с обеспечением перетока электрической энергии через них.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 закона «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Полный текст экспертной позиции по поводу размещённого проекта постановления Правительства РФ опубликован в нашем материале "Изменения в сфере теплоснабжения: предложения в отношении установления критериев теплосетевых организаций".

Оставить комментарий
Нет комментариев